В Украине было достаточно попыток урегулировать рынок криптовалюты на законодательном уровне. В общем, криптоиндустрия без государственного регулирования существует с 2013 года. В период технологического прогресса и пристального надзора со стороны государственных органов, вопросы свободы и конфиденциальности сопоставляются с вопросами общественной безопасности, что приводит к выбору между частными и публичными интересами. В таком случае полноценное удовлетворение интересов обеих сторон невозможно, поскольку приведет к определенному сужению интересов другой из сторон.
Правовое регулирование рынка криптовалюты в мировой практике базируется на различных подходах, в частности, от полного ее запрета в определенных странах мира к внедрению государственных аналогов виртуального актива со стабильностью его курса.
С регистрацией Верховной Радой Украины законопроекта № 3637 «О виртуальных активах», который, как планируется, должен установить правовой статус виртуальных активов в рамках украинского законодательства, Украина еще на шаг приблизилась к легализации криптовалюты. Признание на законодательном уровне технологии блокчейн и криптовалюты, могут существенно повлиять на трансформацию экономики и помочь в построении цифрового государства.
Специалистами компании PI Law Firm был проведен анализ данного вопроса и сделаны определенные выводы, которыми мы хотели бы поделиться в данной статье.
Вероятность установления определенного статуса крипты.
Так, с принятием в первом чтении парламентом в декабре 2020 года законопроекта № 3637 стало понятно, что в случае правового регулирования отношений с криптовалютой, львиная доля свобод в данной сфере будет сужена до минимума. При этом, одними из важнейших изменений станут дополнения в Налоговый кодекс Украины и Гражданский кодекс Украины.
Правовое определение статуса виртуального актива — криптовалюты, будет прежде всего направлено на идентификацию их реального владельца, а также установление путей использования такой валюты, что, в свою очередь, обуславливает разрушение главной идеи – конфиденциальности виртуальных активов.
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции отнесло криптовалюту к составу нематериальных активов, то есть поставило ее в один ряд с патентом на изобретение, правом на товарный знак, промышленными образцами.
Рассматривая судебную практику в данном вопросе, единого ответа о статусе крипты также не существует. Так, в постановлении Восточного апелляционного хозяйственного суда от 02.12.2020 по делу № 922/95/20 суд указал на наличие между сторонами договорных правоотношений, определяя при этом биткоины как титульные знаки.
Киевский апелляционный суд же принял постановление от 02.03.2021 по делу № 757/46 845/19-ц, которым определил криптовалюту, как цифровую (виртуальную) валюту, чем фактически подтвердил правомерность операций с такой валютой с помощью заключения публичных электронных договоров.
На грани закона.
На сегодня действующим законодательством не запрещена деятельность по созданию новых структур для обеспечения функционирования криптовалютных платформ, то есть майнинг. Также не запрещено и получать оплату за товар или услугу, инвестировать с помощью виртуального актива, не платя при этом налогов и не проходя процедуру идентификации. Однако, в процессе обналичивания таких виртуальных активов, например, при покупке вещей, происходит трансформация виртуального актива в материальный, что может вызвать интерес со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
Сейчас в Украине существует негативная практика в процессе формирования выводов представителями исполнительной власти, основными из которых обычно являются – уклонение от уплаты налогов, скрытая предпринимательская деятельность и легализация средств, полученных преступным путем. Несмотря на то, что Конституция Украины и предусматривает презумпцию невиновности, однако на практике обязанность доказывания и документального подтверждения легальности происхождения средств ложится на владельца таких средств (активов).
Риск кражи.
Как предусмотрено законопроектом № 3637, владение виртуальным ключом к виртуальному активу приравнивается к владению виртуальным активом. Таким образом по умолчанию тот, кто имеет доступ к криптокошельку, тот и является владельцем криптовалюты, которая на нем учитывается. В таком случае, хищение доступа к криптокошельку является основным путем к краже криптовалюты.
Поэтому, в случае противоправного завладения виртуальным ключом виртуального актива, эффективным и первоочередным действием будет коммуникация с менеджером биржи с целью отслеживания пути перевода виртуального актива и блокировки криптокошелька мошенника. При этом биржа, в свою очередь, будет руководствоваться собственным регламентом о необходимости совершения действий при обнаружении подозрительных операций.
Также следует иметь в виду, что при обращении к менеджеру биржи с целью блокирования мошеннического кошелька, последний вправе требовать от владельца виртуального актива подтвердить факт обращения в уполномоченный орган государственной власти (напр. в полицию) и начала проведения расследования.
Такими документами могут быть:
- заявление о совершении преступления в отдел полиции с отметкой о его регистрации, с нотариально удостоверенным переводом на английский язык;
- выписка из Единого реестра досудебных расследований с нотариальным переводом;
- адрес электронной почты уполномоченного органа государственной власти, в который было подано заявление. Эффективнее будет предоставить адрес электронной почты лично следователя, который будет вести дело;
- копии документов и переписки в электронном виде с менеджером биржи.
Все эти вопросы вытекают из неопределенного статуса криптовалюты, а положительным является лишь то, что в случае наличия признаков мошенничества, это не мешает проводить досудебное расследование в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом Украины.
Надежный поставщик услуг является первоочередным вопросом.
Основными услугами, которые биржа предоставляет владельцу виртуального актива являются возможность получения пассивного дохода на колебаниях курса криптовалюты, комиссионные проценты и удобное расчетное обслуживание. В то же время, в случае вступления в силу законопроекта № 3637, осуществление любых правомерных действий с виртуальными активами будет возможно исключительно с помощью поставщика услуг криптообменников и бирж.
Перед тем, как начать сотрудничать с биржей, необходимо обратить внимание на регламент работы такой биржи и ее аккредитацию, а также подробно ознакомиться с отчетами о деятельности. Не лишним будет также получить отзывы о сервисах биржи на профильных форумах и осуществлять периодический мониторинг информации по данной бирже.
Актуальным вопросом остается также целесообразность использования услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, поскольку в данном случае возникает выбор – иметь необеспеченный виртуальный актив или получить надежную правовую защиту, согласно профильного законодательства.
Наличие надежной защиты.
В последнее время участились случаи, при которых лица, предоставляющие услуги по управлению криптокошельком, предлагают заключить договор поручения в простой письменной форме. Однако, в случае потери актива – криптовалюты поверенным, возникает вопрос обеспечения надлежащего исполнения обязательства по договору, поскольку в перечне объектов права собственности, предусмотренных Гражданским кодексом Украины, криптовалюта отсутствует.
С учетом отсутствия на сегодняшний день нормативно-правового регулирования, осуществление операций с виртуальными активами несет в себе безусловный риск, который, в свою очередь, обуславливает необходимость приспосабливаться к имеющимся механизмам по переходу криптовалюты в «кэш» и наоборот. В случае введения в действие законопроекта № 3637, он может служить движущей силой развития рынка криптовалюты и ее юридической защиты.
Легализация рынка виртуальных активов в Украине позволит вывести операции с виртуальными активами на открытый рынок, компаниям, специализирующимся на криптовалюте — регистрировать бизнес, официально работать с банковской системой и привлекать иностранные инвестиции, а местным блокчейн-специалистам – развивать экосистему проектов в украинской юрисдикции. Сейчас сложно определить будущее виртуальных активов в Украине, однако не вызывает сомнения тот факт, что общественные потребности и технологический прогресс не имеют обратного действия и требуют от общества приспосабливаться к требованиям современности.